В связи с коронавирусом COVID-19 по всему миру, отпуска, в том числе и граждан России не состоялись. Купленные билеты заранее по сниженным ценам не реализовались. На основании сложившейся ситуации авиакомпаниям государство разрешило выдавать гражданам ваучеры (сертификаты) на сумму потраченных средств на авиабилеты.
Деньги авиакомпании забрали у граждан, рейсы в связи с эпидемиологической ситуацией отменили, а возвращать обратно деньги не спешат, предлагают ваучеры (сертификаты). Данные ваучеры (сертификаты) имеют, в зависимости от авиакомпании, разные сроки действия, например: в Аэрофлоте ваучер действует 3 года, а в S7 – действия сертификата составляет 1 год.
Но в случае отмены рейса граждане имеют право возвратить деньги за авиабилеты. В соответствии с п.227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", в случае отмены рейса, отказ пассажира квалифицируется как вынужденный, и на основании пункта 116 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. Это значит, что в случае отмены рейса со стороны авиакомпании, вы можете в судебном порядке возвратить все денежные средства за авиабилеты.
Так как добровольно авиакомпании деньги не возвращают, то в судебном порядке в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» на авиакомпанию помимо денег за авиабилеты судом будет возложен штраф в размере половины стоимости билетов за отказ в добровольном порядке исполнить требования пассажира (потребителя).